Обучение и образование взрослых представляет собой важную часть образования на протяжении всей жизни, которому в настоящее время отводится ключевая роль в решении задач, с которыми сталкиваются люди и общества во всем мире. Как говорится в «Беленских рамках действий», принятых на шестой Международной конференции ЮНЕСКО по образованию взрослых (CONFINTEA VI) в декабре 2009 года, «обучение и образование взрослых позволяют людям приобретать необходимые знания, возможности, навыки, качества и ценностные установки для того, чтобы осуществлять и развивать свои права и быть хозяевами своей судьбы. Обучение и образование взрослых также являются абсолютной необходимостью для достижения справедливости и инклюзивности, уменьшения масштабов нищеты и создания справедливых, терпимых и устойчивых обществ, основывающихся на грамотности» (ЮНЕСКО 2009).

Однако для полной реализации потенциала обучения взрослых оно должно опираться на людей, обладающих соответствующими профессиональными компетенциями. В то время как учителя, работающие с детьми в школе, до начала преподавательской деятельности обычно проходят профессиональную подготовку, часто на университетском уровне, с теми, кто обучает взрослых, дело зачастую обстоит не так. Поэтому профессионализация сферы образования взрослых воспринимается как ключевая проблема во всем мире, как на уровне отдельной страны, так и в международном контексте. «Беленские рамки действий» определяют повышение профессионализма специалистов, работающих в сфере образования взрослых, как одну из ключевых задач этой сферы и отмечают:

«Недостаточный профессионализм и нехватка возможностей для подготовки педагогов отрицательно влияют на качество программ обучения и образования взрослых (…)» (ЮНЕСКО 2009). Примерно в одной трети докладов по образованию взрослых, подготовленных 150 странами к конференции, содержится упоминание о недостаточной
квалификации персонала как одной из крупнейших проблем, для решения которой должны быть приняты меры (Институт ЮНЕСКО по обучению на протяжении всей жизни /UIL/ 2009).

В ответ на эту ситуацию государства-члены ЮНЕСКО, помимо других принятых на конференции CONFINTEA решений, взяли на себя обязательства «совершенствовать подготовку, создание потенциала, условия найма и профессионализм педагогов, работающих со взрослыми, например, посредством партнерских связей с высшими учебными заведениями, учительскими ассоциациями и организациями гражданского общества» (там же). ЮНЕСКО – не единственная организация, которая продвигает важность профессионального развития преподавателей для взрослых. В Европейском союзе тема профессионализации сферы образования взрослых уже в течение многих лет привлекает все возрастающее внимание в полититческих кругах после первого коммюнике Европейской комиссии, посвященного образованию взрослых (Европейская комиссия 2006), разработанного плана действий, который последовал год спустя (Европейская комиссия 2007), а также резолюции Европейского совета в 2011 году в отношении обновленной Европейской Программы по образованию взрослых (Европейский совет 2011). С тех пор были инициированы многочисленные проекты, национальные и транснациональные программы сотрудничества для выявлеления требований к компетенциям, определения стандартов и развития образовательных возможностей для преподавателей сферы образования взрослых и профессионального образования (См., например, Европейский центр по развитию профессионального образования – CEDEFOP 2013).

Эти разработки легли в основу описываемого далее совместного проекта Немецкого института образования взрослых – Центра образования на протяжении всей жизни им. Лейбница (DIE) и Института международного сотрудничества Немецкой ассоциации народных университетов (DVV International) по подготовке, реализации и распространению учебной программы подготовки преподавателей для взрослых во внеуниверситетском секторе, которая, основываясь на базовых принципах образования взрослых, соответствует международным научным стандартам и подходит к использованию в межнациональном масштабе. Программа Curriculum globALE стала результатом такой инициативы.

Оновными задачами Curriculum globALE яляются:

• повысить профессионализм преподавателей для взрослых путем предоставления общих исходных рамок;
• оказать поддержку провайдерам образовательных услуг для взрослых в разработке и реализации программ подготовки тренеров, а также
• оказать содействие обмену знаниями и установлению взаимопонимания между преподавателями для взрослых во всем мире.